Дорога в облаках
        Александр и Таня Симо. Отрывок из рассказа.

Рассказ посвящен путешествию авторов из С.-Петербурга на Камчатку. В приведенном ниже отрывке описано их возвращение домой через БАМ.

На вокзале (Хабаровска) видим, что скоро отправляется поезд на Нерюнгри. Нам по пути. Билетов правда нет. Начинаю штурм с двух сторон - бригадира поезда и начальника вокзала. Помогло второе, и два купейных билета у меня в кармане.

Ж.д. идет теперь по новому мосту через Амур. Мост совмещенный с автомобильным и построен к новому году. Кстати, это первый автомобильный мост через Амур в Хабаровске. Ехать по нему, правда, скучно. Ж.д. пути полностью закрыты и едешь как в туннеле.

Местность вокруг равнинная и скучная. Оживляют картину следы недавнего тайфуна. Все затоплено, мосты смыты. Это лето в Приморье выдалось крайне дождливым.

Погулять и купить блинчиков вышли в Биробиджане. Из интересного - все вывески на иврите, даже на ж.д. станциях. Тем временем темнеет. Длинный вышел денек. Трудно поверить, что сегодня утром мы были на берегу Охотского моря.

Весь следующий день провели в поезде. Попутчик - якут из п. Удачный. Охотник. Узнал от него много нового об Якутии. К сожалению, он плохо говорил по-русски и будучи националистом, периодически придирался к нашим словам, и катил бочку на Россию, что мол все алмазы отняла. С большим трудом удавалось из него выудить информацию.

Ж.д. до Якутска строится, но медленно. Почти доделали до Алдана. Официально пассажиров возят только до Нерюнгри. Дальше цепляют вагон к товарному поезду. В Якутске ж.д. мост через Лену не планируется. Дорогу стоят до Магадана. При нынешних темпах лет 200 строить будут. От Нерюнгри ходят автобусы и частные маршрутки. Цена - 1200 рублей. Дальше паром. 30 рублей за легковую машину. 8-10 за человека. Обсуждается проект автомобильного моста. Длина 20 км. Глубина 20 метров. Половодье еще плюс 15 метров. Вечная мерзлота в придачу. Как строить непонятно. Колымский тракт -только зимник. Ленск - Мирный -асфальт. Мирный - Удачный хорошая грунтовка. Строят Мирный - Якутск. Обещали к новому 2001 году. Осталось 20 км около Вилюйска Это почти состыкует европейские и дальневосточные дороги, задолго до окончания стройки автомагистрали "Амур". Мечта перегонщиков свершится. Остался только участок Лена - Ленск, который можно преодолеть на пароме.

По Лене ходит пассажирский корабль Осетрово - Тикси 1- 2 раза в неделю. В пути 4 - 7 дней.

О проверках документов и запрете въезда в отдельные районы Якутии он ничего не слышал. Сам он шофер и его словам можно верить.

Кроме якута ехала его родственница якутская актриса, вышедшая замуж за корейского предпринимателя. Возвращалась на родину из Кореи. При ней был на редкость балованный и неправильно воспитанный ребенок, оравший всю дорогу. Причем ор ребенка, периодически усиливался криками возмущенных соседей.

Местность за окном не воодушевляла. Мост через Зею длинный, но река мутная и равнинная. Малый БАМ до Тынды - одноколейка без электрификации. Туннелей и гор нет. В час ночи поезд пришел в Тынду, до которой мы и ехали.

Столица БАМа выглядит неплохо. Красивый ухоженный вокзал, как и все БАМовские вокзалы весьма оригинален по архитектуре. Тынду строили москвичи. В городе полно высотных домов по 16 этажей. Магазины полны дорогих товаров. Цивилизованность поселка я обычно смотрю по количеству сортов кофе в зернах. Если есть хоть один, это уже хорошо. В Тынде - пять. Сегодня канун дня железнодорожника- пятница. В городе праздник. В парке расцвеченный цветными фонарями фонтан, колесо обозрения. Полно гуляющей хорошо одетой молодежи. Народ ездит на джипах. Попрежнему преобладают японские, с правым рулем. Это и не удивительно. До Хабаровска от Тынды весьма приличная дорога. Дальше она идет на Якутск.

Пока мы гуляли прямо при нас сбили по пьяни человека и скрылись. Чуть не попали в свидетели.

Времени у нас было мало. Заснял на камеру рассписание поездов. Через час мы отъехали на поезде Тында - Кисловодск до Чары. Устроились в купе проводников. Как только поезд тронулся Таня пошла мыться в туалет. Мы научились мыться в поездах с ног до головы. За этим Таня и была застукана проводником, решившим, что он забыл открыть туалет. Проводник сильно застеснялся и исчез. Тем временем мы с Таней мытые собрались в купе, оказавшись в мирной обстановке вдвоем впервые за много дней. Проводник тем временем по привычке вломился в купе. Пришлось ему еще больше покраснев исчезнуть навсегда.

Утром мы проснулись не доезжая Юктали. Дорога шла вдоль скалистых берегов реки Нюкжа. От картинки за окном не оторваться.

Почти на всех российских ж.д. станциях местное население выносит еду к поезду. На БАМе ни одной души. В Юктали найти пропитание не удалось.

Следующая остановка в Хани - единственной Якутской станции поезд стоит больше часа. Жизнь там тяжелая. Станция оказалась на отшибе. По ней разделили БАМ на Дальневосточную и Восточносибирскую ж.д. Локомотивное депо расформировали. Работы нет совсем. Станция расположена в крутом ущелье, даже места посадить картошку не найти. Половина квартир в пятиэтажках брошена. При въезде на скале печально написано: "Прощай Хани". Этот развал скорее исключение для БАМа, который существенно более живой, чем создается впечатление из телепередач. В Хани есть 3 магазина, в которых мы закупили продовольствия. Выбор вполне приличный. Почта на вокзале. Есть несколько частных автомашин и даже одна с буквой "У". Дорога до Тынды проходима, но мосты постепенно гниют. До Чары дорога еще хуже. Говорят на джипе проезжаема, а вот на обычной легковой лучше ехать посуху и с досками. В. Динец жаловался, что на БАМе поменяли сидения на обычные с подлокотниками, так вот на вокзале в Хани нашелся добрый человек и спилил эти ручки. Спите спокойно господа путешественники и бомжи.

Дальше дорога карабкается на Каларский хребет. Туннеля на нем нет и поезд поднимается до высоты 1200 метров. Красивая горная дорога среди прозрачных озер и бурных речек.

05-06.08 Чарские пески

Чарская котловина, расположена между Каларским и Кодарским хребетами. У подножья Кодарского хребта расположено уникальное чудо природы - Чарские пески. Пустыня с барханами площадью 100 квадратных километров на стометровую высоту возвышается среди болот. Никто толком не может объяснить ее происхождение. Говорят, что это песчинки выветренные из скал и вынесенные из долины Среднего Сакукана на равнину. Только почему тогда горы сложены из осадочных пород, а песок - чистейший кварц? Аналогов такой пустыни в мире нет. Сегодня мы хотим заночевать в ее центре.

Выходим на ж.д. ст. Новая Чара. Только что пришел поезд из Москвы. На вокзале полно туристов, в основном - горники. Кодар всегда был популярен. Там можно найти маршрут любой категории сложности. Теперь, когда добраться до Кодара проще простого и войны в этих горах не предвидится народ валит сотнями в день.

У вокзала местные водители зазывают туристов доехать до скал или пустыни. Такси подано. Желающие находятся. До подножья Кодара 25 км назад. Зная это, туристы могли бы выйти на одну - две остановки раньше. Поезд останавливается на ст. Кодар, Леприндо, Салликит, Сакукан. Там до гор - рукой подать. Не поверив таксистам, идем пешком по автомобильной дороге, проложенной вдоль всего БАМа на запад. Через 10 километров дошли до моста через р. Чара.

На улице жарко. Собрались искупаться. Река не глубокая, не больше полутора метров. Вода около 10-15 градусов. Времена, когда в Чаре можно было поймать тайменя, прошли. Плавают только жалкие мальки. По берегам - сплошные рыболовы. После моста идем дальше на запад. На 1711.85 км (56о 47.032 118о 09.198) на север отходит дорога, начало весьма приличное, но очень скоро приходится переходить многие участки по колено в воде. Прямо от железной дороги виден большой бархан. Таксисты его показывают со словами: "там дальше рукой подать". Бархан конечно красивый, но это - совсем не пустыня. До нее еще далеко. Главное перейти левый приток Чары Ангрикан. После первого бархана дорога уходит в болото. Сначала мы еще пытаемся остаться в сухих ботинках, но через час борьбы терять уже нечего.

Обычно мошка, слепни и комары летают порознь, но здесь они объединились в единую жужжащую стаю. Конечно, мы привыкли ко всему, но это - явно перебор. Заслоняют собой картину мира. Не остановиться ни на минуту. Сначала мы собирали растущие в изобилии грибы и ягоды, но потом непрерывно шли. Бегало много бурундуков. Дорога периодически выходила на пригорки, но половина пути шла по болоту. Через 2 часа ходьбы стало окончательно ясно, что дорога идет на запад и вовсе не собирается идти в сторону пустыни. Где-то вдали, за верхушками леса, промелькнули вершины барханов. Решаемся идти напрямик. Путь лежит через болото. Скорость минимальная. Встретили северного оленя, вернее олененка, выпрыгнувшего прямо из под ног из куста. Барханов больше не видно. Может это был мираж. Пустыня, как-никак. Лес дикий и нехоженый. Бурелом. Через час мы вышли на берег Ангрикана. Широкий, быстрый и глубокий поток. Ищем место для брода. Сильные дожди сделали переправу тяжелой. Найдя перекат с широким разливом при впадении притока, пытаюсь перейти. С трудом это удается. Вода по пояс, сильно сносит. Ноги вязнут в песке. Вода ледяная. Комары и мошка дорвались до обнаженного тела, так, что время на раздумья нет. За два раза перенес вещи. Таню сбивает с ног. Дойдя до трети реки она издала жалобный стон. На третьем проходе пришлось переносить и ее. После переправы дорога пошла по более сухому лесу. Он горел несколько лет назад, поэтому приходится постоянно перебираться через поваленные деревья. Еще полчаса и среди стволов начинает проявляться стена песка, похожая на свеженасыпанную ж.д. насыпь. Взбираемся вверх, и перед нами открывается огромный простор песка. Края пустыни поросли полынью, и это скорее степь, чем пустыня, но по мере дальнейшего продвижения всякая растительность пропадает.

Вокруг нас летает облако кровососов всех типов. Заели совсем. Даже на фотоснимках они заслоняют небо. Откуда они здесь? Видимо мы привели их за собой. Разжигаем костер из валяющегося хвороста. Мошка этого очень не любит и исчезает. Из живности остается огромное количество кузнечиков или саранчи, которая стрекочет и, жужжа, летает над нами. Можно расслабиться и провести вечер в удовольствие.

Остановиться мы решили в небольшом оазисе. 56°49.068', 118°06.194',770 Среди барханов растет десяток сосен и лиственниц. Под ними валяется огромное количество шишек, скопившихся за многие годы. Видимо они, лежа на песке, не гниют. Шишки - отличное топливо для костра, но с водой хуже. Мне пришлось взять специально припасенные пустые пластиковые бутылки и котлы и отправиться за два километра за пределы пустыни к ближайшему болотистому озеру.

Вечер выдался на славу. Солнце медленно заходило за скалы Кодарского хребта, освещая красками заката барханы, горы, облака. Было тепло и уютно. Это - последняя наша стоянка на воле. Впереди долгая и скучная зима. Настроение сладко печально философское. На смену заходящему солнцу пришел молодой серпик луны. Заснули уже в полной темноте.

После многих ночей в поезде, спалось очень сладко. На песке всегда удобно спать. Тревожил только периодический звон котла. Какая-то зверюга пытается пожрать наши запасы. У нас ничего не осталось - обломись! Все звери роются в продуктах довольно бесшумно. Такой громкий звон соответствовал как минимум медведю. Спать хотелось сильно, а устраивать разборку с медведем совсем не хотелось. Утром выяснилось, что кузнечики попали в котел с чаем и не могли выбраться. Пришлось пить чай, настоянный на кузнечиках. После вялого и сонного утра побродили по пустыне и залезли на самый высокий бархан. 52°38.034',156°15.499'

Его высота примерно 120 метров над уровнем окружающего болота. Барханы постоянно живут, меняя свое расположение. Именно подвижность песков препятствует их зарастанию растительностью. Говорят, даже зимой пески не заспаны снегом, и песчаные барханы возвышаются над снежными.

Пустыня тянется на 20 километров вдоль берега Чары. Поскольку все барханы одинаковые, ходить по всей пустыне нет смысла. С вершины бархана отлично видна Новая Чара. Решаем идти на нее по прямой. Дорога сама найдется. В реальности выясняется, что вначале пришлось перейти болото в несколько километров. Болото не вязкое, но встречаются небольшие озерца. После часа выбрались на дорогу, по которой шлось просто великолепно. Дорога плавно приближалась к постройкам, видным на другом берегу, но вдруг опять стала углубляться в лес. Оказалось, что дорога идет в старую Чару, а до нее еще километров 20, а моста здесь нет. Раньше, кстати, к пустыне ходили от старой Чары. Говорят, и сейчас это проще. До старой Чары можно доехать на автобусе. Единственная неприятность - смыло мост на Среднем Сакукане.

Походив туда-сюда, выяснили, что на другом берегу Чары садоводство, но моста нет. Я уже начал строить планы переправы. Река достаточно глубокая, быстрая и холодная, для брода. В этот момент удалось найти грибников возвращавшихся с огромными коробами белых груздей. У них была резиновая лодка и реку удалось пересечь гидростопом.

От садоводства до станции час ходу по отличной грунтовке.

На вокзале встретили симпатичную парочку горников их Иркутска. Они ходили по Кодару. Поболтали о путешествиях. Этот год в Кодарах, уникален тем, что из-за жары и теплых дождей растаяли все снежники, а ледники стали совсем жалкими островками снега.

06-14.08 Долгая дорога домой.

Когда мы подошли к станции, оставался час до поезда на Северобайкальск, на который мы и сели. Был день железнодорожника, поэтому все проводники еле держались на ногах.

Дорога идет среди живописных гор, пересекает озеро Леприндо и в туннеле преодалевает Кодарский хребет.

В вагоне разговорились с главным энергетиком СМУ, строящего ветку к Удоканскому месторождению. Живет он в Северобайкальске, а здесь в командировке. Вывихнул ногу и едет лечиться домой. Мужик строит БАМ с первых дней, любит свою работу и горд ею. Десяток часов подряд он рассказывал БАМовские истории.

Чара процветает. Строится новая ветка в очень сложных горных условиях. Десятки миллионов кубометров отсыпки грунта, туннели, переходящие в мосты над стометровыми ущельями - настоящая работа. Начата электрификация участка Чара - Таксимо. Поговаривают о прокладке второй колеи. Отсыпка под нее сделана еще в семидесятых. Когда все будет достроено появится огромный поток грузов. Все будут при работе. Есть месторождения угля, собираются его разрабатывать, строить электростанции, ЛЭП. Первоочередной этап - месторождение железной руды с содержанием железа 70%. Такого нигде нет. Руду для начала будут возить на Кузбасс. Доделают автодорогу до Северобайкальска. Сейчас она грунтовая. Плохо с мостами. На них сгнил деревянный настил. Несмотря на это, в Чаре много машин с номерами Бурятии. Народ проезжает на Жигулях. Движение есть, и можно стопить.

Скоро, наконец, достроят Северомуйский туннель. Это вообще отдельная история. На его постройку потрачено денег больше, чем на весь БАМ. Собственно, его вообще можно было не стоить и обойтись 100 метровой выемкой. Это не сделали, т.к. нужен был туннель рекордной длины. Можно было стоить туннель в другом месте, на 3 км длиннее, но по скальным породам. Начали строить в Северомуйске. Место очень неудачное. В этом месте идет разлом породы. Грунт пришлось замораживать. Его прорвали горячие источники. Обрушивался потолок. Выяснилось, что на месте Северомуйска стоял поселок, засыпанный 100 лет назад в результате 11-бального землетрясения. Такая судьба грозит и туннелю. Даже если туннель достроить, то пускать по нему пассажирские поезда опасно. За время его постройки, сделан обвод, с соблюдением норм уклонов. На нем, кстати, есть даже небольшой туннель, названый "лампочкой". Строителям уже не выделяют денег. Несмотря на все стройка идет. Даже объявили о сбойке, правда сбился пока только технологический туннель. Говорят года через три все доделают, но никто не спешит. Год работы на туннеле идет за три. Шесть лет и - пенсия. Там пол дороги заработали пенсию в 30-40 лет. По случаю отсутствия финансирования можно и не очень рисковать своим здоровьем. Всех устраивает эта бесконечная стройка.

Следующая длинная остановка в Куанде. Здесь забили золотой костыль на западном БАМе. Костыль конечно был не из золота.

Вечером переехали Витим. Широченная река.

Погуляли уже совсем вечером в Таксимо. Большой вокзал в прибалтийском стиле с множеством магазинчиков. На площади стоит гидроплан времен войны. В городе была страшная гроза. Из Таксимо есть дорога в Бодайбо. Северомуйск и обвод проехали совсем в темноте под страшную грозу в горах.

Утром поезд уже ехал через мысовые туннели по берегу Байкала.

Рядом идет автодорога. Здесь она уже асфальтовая. Машины европейские с левым рулем. Рыбный завод в Нижнеангарске работает. Омуль водится. Ракета ходит за 700 р. до Иркутска.

В Северобайкальске выяснилось, что ближайший поезд на запад вечером.

Денег оставалось в обрез. Билет до Москвы стоил 1800 на двоих, а у нас было 2400, а ведь надо еще ехать до Питера и оставить еще немного на пропитание. Решили сделать еще остановку в Красноярске и взяли до него билет. По старым расписаниям поезд шел две ночи и день, но выяснилось, что сейчас нас высадят в Красноярске в час ночи. Таня очень расстроилась и стала бурчать под нос и ругаться.

У нас в распоряжении целый день. Северобайкальск нам хорошо знаком. В 97 году мы выходили из него на байдарках. Сейчас он кажется совсем родным, да и до дома рукой подать 4453 км. Позавтракали в привокзальном буфете. Весьма прилично кормят.

Пошли коротать время на пляже. (55°37.768', 109°21.002',461)

Вода в Байкале летом около 10 градусов, но небольшое мелководье прогревается до 20 градусов и можно спокойно купаться, что мы и делаем.

Северобайкальск, очень приятный город. Берег Байкала. Умеренный климат, по сравнению с той же Тындой, где бывает 60 градусов мороза. Рядом есть теплые источники. Красивый кедровый лес. В начале 90-х даже управление Байкало-Амурской ж.д. хотели перенести сюда из Тынды. Даже семиэтажное здание специально построили, но БАМ впал в немилость, и его поделили. Город живет беднее Тынды и даже беднее, чем 3 года назад. Странно, как так получилось при наличии нового строительства.

Вскоре к нам на пляж причалили две байдарки, пришедшие с малого моря. Москвичи с дочками прошли маршрут за 18 дней. Это быстро. Мы шли 22 дня. На горы правда лазили. Разговор скрасил ожидание. Просто удивительно, как люди могут просидеть весь отпуск на пляже.

Вечером на берегу Байкала мы сварили все последние остатки пищи и посадили в котелок кедр. Это был символ окончательного отхода от пищи. Кедр мы давно хотим посадить у себя в Вырице, а наполнять котелок нам уже нечем. Вечером задумавшись сидели и смотрели на вечерний закат. На далекие горы Баргузинского и Байкальского хребта, на остров Богучаны, на котором была такая хорошая стоянка. Внизу веселилась молодежь. Парень и 7 девиц. Девицы купались и с визгами: "Вова не смотри сюда" устраивали стриптиз. Потом под ручки его повели купаться. Вова был невозмутим.

Северобайкальск единственная станция, на которой бабули продают пищу. Особенно много омуля. Поезд сильно опоздал, и мы по дешевке питались остывающей картошкой и блинчиками.

Едем в Красноярск. Это наверно последний крупный город Сибири, в который нам не довелось попасть. Из Северобайкальска казалось, что Красноярск очень далеко, и я был уверен, что мы проведем две ночи в поезде и выспимся, но взяв билеты, выяснилось, что поезд идет 26 часов и мы окажемся в Красноярске в час ночи. Ни то ни се - и в поезде не выспишься и с палаткой в крупном городе уже не пристроиться. Поезд опоздал на 3 часа, и в результате мы уехали совсем ночью. Спать хотелось смертельно, я с большим трудом пытался не уснуть и посмотреть, как мы проезжаем туннель под Байкальским хребтом. Это мне удалось, но я уже был почти в бессознательном состоянии. Утром подлый организм, привыкший к камчатскому времени, проснулся совсем не выспавшимся, зато удалось не проспать Братскую ГЭС. Железная дорога проходит прямо по дамбе плотины. С одной стороны огромное море, с другой турбины станции.

В Братске к нам подсел зам. начальника ДОСАФ, заядлый охотник. Сам он бывший военный летчик, служивший с Дудаевым, за что и получивший кличку "чечен". Где-то ему удалось добыть на халяву МИ-2, и вот теперь он ехал к начальству с бумагами на право на нем летать на охоту в район Чемдальска. Я давно присматривался к этим краям, к Катуни, П. Тунгуске, месту падения Тунгусского метеорита. Он был сильно удивлен, что мы знаем его края, хоть и по книжкам. В общем он был счастлив с нами поговорить. Идея путешествовать по миру была ему близка. Мужик выставил бутылку и мы проболтали весь день, заодно решив проблему собственного пропитания. Вид у нас был видимо очень голодный и он нам скормил всю свою заначку.

После выпивки мне обычно не заснуть и перед Красноярском выспаться не удалось. Поезд пришел в 2 часа ночи. В 100 метрах от вокзала налево оказался довольно густой скверик в котором мы и поставили палатку в высокой траве. Как только мы улеглись из соседнего заведения показались два местных мента с девицами. Замаскировались мы так хорошо, что они не разглядели нас с двух метров. Дальше мы стали свидетелями великолепного стриптиз - шоу, которое пришлось слушать и смотреть, т.к. заснуть под громкие женские возгласы не удавалось. "Куда мы идем, здесь слишком темно", "Я больше не буду, не открывай", "Веди себя прилично", "Водку я больше не буду", "Застегни", "Отдай футболку - холодно", "Не суй руки, мне больно", "Я больше не буду, не открывай", "Зачем ты снял мои трусы", "Убери руки", "Здесь грязно, бомжи и чесоточные собаки", "Ой", "Ты обжег мне сисю крапивой", "Не надо!", "Ай", "Здесь грязно" "Аааах, ааа ....", "Я второй раз не хочу" ."Аааа"....

Фото авторов.

Читайте полную версию этого рассказа на персональном сайте авторов.



| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания |
| Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница |

Рейтинг@Mail.ru

Комсомольская летопись БАМа | рассказ о православной жизни БАМ | рассказ о поселке Хани | рассказ о станции Икабья | путешествии на БАМ автора сайта | Чудо-стыковка | "Пересекая Россию" | "Ростов-на-Дону– Владивосток– Ростов-на-Дону" | "Ростов-на-Дону– Сахалин– Ростов-на-Дону" | "Здравствуй, БАМ!" | Москва - Северобайкальск - Южно-Сахалинск | "Сибирский Марафон 2002. БАМ - Колымский тракт" | "Курс на Восток" | "Велопоход Комсомольск на Амуре-Ургал 1985г" | "Велопоход Ургал-Тында 1986г" | "Электрическими маршрутами Сибири..." | "MOBILEзация Байкало-Амурской магистрали"