Летопись стройки века
        Игорь ЛАВРЕНОВ. "Гудок", 14 ноября 2002 г.

Музею истории БАМа – 25 лет.

У Музея истории Байкало-Амурской железнодорожной магистрали трудная, но интересная судьба. Когда в тихий, с населением три тысячи человек шоферский поселок Тында начали прибывать отряды бамовцев, работники культурного фронта, среди которых была и заведующая клубом Татьяна Николаевна Загородных, решили, не откладывая на потом, сохранять для истории вещественные свидетельства и документы стройки века. Первые экспонаты собирали в районном Доме культуры начиная с 1975 года, потом получили вагончик, но его пришлось отдать под жилье молодоженам. Лишь через два года для музея выделили щитовое здание, в котором 24 октября 1977 года была открыта первая экспозиция. Сохранилась фотография первого музейного здания, а одной из первых сотрудниц была Галина Александровна Бянкина. Работники музея участвовали в экспедициях по трассе, встречались с героями изысканий и строительства железной дороги, устраивали выставки, одним словом, проводили большую и важную работу, благодаря которой сохранены документальные свидетельства героического труда тысяч людей.

Из щитового здания музей переехал в городскую библиотеку, где проработал около десяти лет. А в прошлом году получил новое помещение.

– Здание – бывший детский сад – нам, конечно, не очень подходит, – говорит директор музея Сергей Федорович Мищенко. – Но зато здесь можно открыть восемь выставочных залов. По сравнению с двумя с половиной, которые у нас были раньше, это, естественно, прогресс.

Достойно показать посетителям более 20 тысяч экспонатов – а это и документы, и газеты, и личные вещи строителей, и предметы быта в палатках, первых домах – довольно трудная задача. Но сотрудников музея подстегивает неуемное желание тындинцев и гостей столицы БАМа поскорее попасть в обновленный музей.

– Едут к нам из многих стран, – говорит Мищенко, – иностранных гостей интересует и история БАМЛАГа, и строительство БАМа в 70-е, 80-е годы прошлого века, и полезные ископаемые, и сегодняшний день железной дороги. Когда узнают, что к БАМу у нас одно время да и сейчас, по большому счету, было неоднозначное отношение и наш музей даже вынужден был заняться темой «Судьба людей и региона в связи с ликвидацией БАМа», сильно удивляются и качают головами: «Ох уж эти русские!»

У Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, как и у музея ее истории, непростая судьба. Но БАМ – дорога, пусть и зовется теперь она от Тынды на восток Дальневосточной, светлая. Убедился в этом, проехав до Комсомольска-на-Амуре. На станции Верхнезейск глава поселковой администрации Владимир Иванович Натрасенюк показал мне подарок одного иностранного путешественника – изданный в 2001 году в Шотландии путеводитель по району БАМа. Музею истории Байкало-Амурской железнодорожной магистрали отведена в нем целая глава, а сразу за ней следует аршинными буквами пропечатанное приглашение в путешествие, от которого трудно отказаться.



| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания |
| Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница |

Рейтинг@Mail.ru