Самый протяженный тоннель России позволит двигаться по БАМу по кратчайшему пути и за минимум времени "Страна.Ру", 30 марта 2001 г. |
Сегодня 30 марта 2001 года в 7:16 на Бурятском участке Байкало-Амурской магистрали состоялась сбойка Северо-Муйского тоннеля. В мероприятии приняли участие делегация МПС во главе с министром Н.Аксененко, Президент Республики Бурятия Л.Потапов, руководство корпорации "Трансстрой", представители Госстроя России, главы администраций Муйского и Северобайкальского районов. На месте сбойки состоялась торжественная встреча с бригадами проходчиков и награждение участников строительства тоннеля. Сбойкой тоннеля называют взрыв его последней перемычки. Сегодня уничтожена перемычка, которая перегораживала самый протяженный тоннель России. В результате почти на 200 км удалось спрямить БАМ, и теперь эта магистраль как и Транссиб, станет также основным маршрутом для перевозки грузов из стран Юго-Восточной Азии в Европу. В результате завершения строительства тоннеля в перспективе возможно будет увеличить перевозку грузов по БАМу в первые 5 лет на 10-15 млн. тонн, в дальнейшем - до 20 млн. тонн груза ежегодно. Это имеет огромное значение, так в районе БАМа ведется разработка Эльгинского, Чинейского и Удоканского месторождений. Завершение строительства тоннеля позволит решить актуальную проблему организации движения по БАМу по кратчайшему пути и с минимальными временными потерями. Сегодня движение на этом участке магистрали осуществляется в обход. Это около 80 километров сложного рельефа, из-за которого состав вынужден лавировать между сопками и горами, двигаясь с минимальной скоростью и рискуя попасть под лавину. До постройки тоннеля составы приходилось вести в обход горного хребта через железнодорожный мост, укрепленный на 50-метровых опорах, что требовало искусственного уменьшения их грузоподъемности. Специалисты говорят, что на такой высоте вести состав по длинному мосту - настоящее искусство машиниста. Теперь по этому участку пропускать тяжеловесные составы не будет необходимости. Северо-Муйский тоннель является крупнейшим в России: протяженность его составляет 15 343 метра>, а глубина в некоторых местах достигает 1 км. Название тоннеля происходит от Северо-Муйского горного хребта, сквозь который он проходит. Протяженность хребта 300 км, ширина 20-30 км и абсолютные отметки до 2500 м. Тоннель однопутный, двускатный с уклоном 9 градусов под электротягу. Уникальность Северо-Муйского тоннеля заключается не только в его длине. Сложнейшая гидрогеологическая обстановка заставляла искать такие инженерные решения, которые до этого не применялись в мировом тоннелестроении. Из-за ошибки проектирования трасса попала в район Ангараканского тектонического разлома: когда-то в его недрах протекала река и при землетрясении внутри хребта расплылось озеро. Строители столкнулись с труднопроходимыми участками, состоящими из смеси подземных речек, песка и валунов. Вечная мерзлота в стволе тоннеля соседствовала с термальными водами, температура которых достигала 30 градусов. Прорывы водно-песчаной пульпы под давлением 16-17 атмосфер тормозили проходку. Было откачено около 20 млн куб м воды. Однако, несмотря на все сложности, расхождение осей встречных забоев в день сбойки было ювелирным - около 13 мм вместо планировавшихся 300 мм. Подготовительные работы были начаты в 1975 году, горнопроходческие - в 1977 году. С 1977 по 1991 год было пройдено 13057 метров, в период 1991-2000 г.г. - 2216 метров. За эти годы проходкой горных пород занималось около 10 тыс рабочих. Далее по плану - отделка тоннеля, укладка рельсов, монтаж контактной сети. Рабочее движение предполагается открыть в декабре текущего года, в 1 квартале 2002 года тоннель будет введен в эксплуатацию, и лишь в декабре 2002 года - сдан "под ключ". Всего же за 25 лет работы на БАМе проходчики сдали в эксплуатацию 11 железнодорож-ных и автодорожных тоннелей общей длиной 36 км и протяженностью всех подземных выработок более 70 км. |
|
| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания | | Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница | |