Освоение зоны БАМа – шаг В XXI в. В.П.Орлов (Президент Всероссийского геологического общества) "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" 1. |
Россия входит в XXI в. с крупными проблемами в области экономической, социальной, региональной, торговой и глобальной политики. В значительной мере эти проблемы связаны с ситуацией, сложившейся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, т.е. на части российской территории, расположенной восточнее Енисея. Вспомним, как начинался для России минувший XX в. Ключевой задачей, унаследованной из XIX в., являлось закрепление военного, экономического и стратегического положения страны на Востоке и Тихом океане. Казалось, препятствия отсутствовали, поскольку фактически все было подготовлено: построена Транссибирская железнодорожная магистраль, проведены исследования будущего Северного морского пути, влияние России с опорой на Владивосток и Порт-Артур простиралось на всю Юго-Восточную Азию и значительную часть Тихого океана. Именно поэтому, с целью ограничения влияния России на Тихом океане, и началась русско-японская война в 1904 г. Однако внешние и внутренние войны, в которых Россия участвовала в первой четверти XX в. – pyccкo-япoнcкaя, первая мировая, гражданская, – привели к серьезным территориальным и политическим потерям на Востоке. Тем не менее вторая четверть минувшего века отмечена активным освоением Северного морского пути, проектированием Байкало-Амурской магистрали (БАМ), возвращением военным путем части ранее утерянных территорий и позиций на Дальнем Востоке. Третья четверть века прошла под знаком активного хозяйственного освоения Восточной Сибири, Дальнего Востока и Тихого океана. Столь же продуктивно начиналась и последняя четверть века, ознаменовавшаяся, пожалуй, самой крупной стройкой конца столетия в России – строительством БАМа. Однако с 1991 г. зона БАМа, как и вся Восточная Сибирь и Дальний Восток, стала входить в режим “мертвого сезона”. Так называемые рыночные регуляторы при полной апатии и бессилии государства в короткие сроки ликвидировали, остановили, законсервировали практически все инвестиционные проекты, нацеленные на перспективу, а также около 50 % действовавших на Востоке горно-добывающих и перерабатывающих производств. Начался массовый отток населения. Эффективный при решении стратегических вопросов собственник в лице государства, сменившийся через механизм приватизации частным собственником, основная задача которого часто состоит в получении сиюминутной прибыли, только теперь начал прозревать и оценивать последствия содеянного. Под угрозой распада оказалась инфраструктура жизнеобеспечения не только мелких и средних поселков, но и крупных городов и целых районов. В итоге к началу XXI в. Россия подошла с рядом крупнейших проблем, затрагивающих целостность ее территории на Востоке, геополитические и стратегические позиции, а также экономическую безопасность страны в целом. Эти проблемы заключаются в следующем. 1. Сырьевой сектор экономики, являющийся основным донором страны, столкнулся с рядом ограничивающих факторов:
2. Резкое ослабление военного и хозяйственного присутствия на огромной и богатейшей восточной половине страны при одновременном усилении интереса соседних и других стран к природным ресурсам России. 3. Ослабление роли государства, углубление социальных проблем, сдача позиций центральной властью регионам, что усилило сепаратистские настроения, особенно окраинных территорий, подкрепляющиеся избирательной гуманитарной и иной помощью зарубежных соседей и недвусмысленными намеками на поддержку всяких поползновений к суверенизации окраинных территорий. 4. Углубление социальных проблем, связанных с безработицей, нарушением инфраструктуры и систем жизнеобеспечения. Таким образом, Россия вступает в XXI в. не только с задачей восстановления полуразрушенной экономики, но и с задачей сохранения для потомков Восточного и Дальневосточного регионов. Восстановление здесь экономического потенциала связано с повышенными затратами и необходимостью усиления роли государственного регулирования, так как вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов на условиях ныне действующих регуляторов невозможно вследствие низкой рентабельности абсолютного большинства проектов. Это как раз тот случай, когда основным регулятором должна быть не прибыль, а суммарный социально-экономический эффект, дополненный преимуществами геополитического и стратегического характера. В этой ситуации существование БАМа является весьма положительным фактором: очередной “поход” России на Восток, совпадающий с наступлением нового тысячелетия, должен начаться с уже подготовленного плацдарма. И этим плацдармом является БАМ. Что возможно и необходимо сделать для начала работы? Во-первых, законодательно закрепить общегосударственную проблему освоения восточных территорий в целом, определив для них специальный режим хозяйствования и прежде всего природопользования. Очевидно, Федерального закона “Об особых экономических зонах Байкало-Амурской магистрали” будет недостаточно. Вопрос надо ставить шире и зону БАМа выделить в качестве приоритетной, подлежащей первоочередному освоению. Для этой цели в Государственной Думе должна быть сформирована комиссия в качестве постоянно действующего органа, который бы подготавливал законодательную базу. Во-вторых, для решения важнейших проблем Восточной Сибири и Дальнего Востока должны быть сформированы правительственные комиссии из числа представителей министерств и ведомств и исполнительных органов власти соответствующих субъектов РФ, в частности такая комиссия должна быть создана и по проблеме освоения зоны БАМа. В-третьих, по каждой проблеме необходимо сформировать научно-технические советы. В-четвертых, субъекты РФ, отягощенные этими проблемами, должны гармонизировать местное законодательство, дабы выравнять условия, особенно в налогообложении, для предотвращения трений между собой, а также между предпринимателями и инвесторами. В-пятых, общегосударственная проблема должна объединяться единой программой и единой строкой в бюджете. В итоге, если взять проблему освоения зоны БАМа, необходимо будет сформировать парламентский и административно-исполнительный органы, общественный научно-технический совет, единый комплексный программный документ, а также обозначить источники финансирования. Говоря о возможных льготах для тех, кто думает осваивать объекты в зоне БАМа, можно рекомендовать, скажем, “зеленую улицу” для применения Закона РФ “О соглашениях о разделе продукции”, государственные гарантии по кредитованию некоторых проектов, введение залога прав на недропользование, введение льготных тарифов на транспортировку грузов, электроэнергию, особый таможенный режим и т.д. Безусловно, наиболее капиталоемкими будут проекты по освоению нефтяных и газовых ресурсов восточного региона. С одной стороны – суперпроект, способный обеспечить добычу в год около 40-50 млн т нефти и около 60 млрд м3 газа в Иркутской области, Красноярском крае с Эвенкийским АО и Республике Саха (Якутия). С другой – проекты освоения ресурсов нефти и газа шельфа Охотского моря, начало реализации которых положено пуском в 1999 г. первой нефтедобывающей платформы вблизи восточного побережья о-ва Сахалин. Труба нефтегазового суперпроекта Восточной Сибири должна начинаться в Эвенкии, но ее можно рассматривать и как продолжение на Восток трубопроводного транспорта из Западной Сибири. Соединение транспортных систем Восточной и Западной Сибири выгодно всем: транспортникам, нефтяникам, газовикам, стране в целом, поскольку появится возможность “развернуть” при необходимости ресурсы Западной Сибири на восток. Что же касается других проектов, в том числе и по освоению месторождений твердых полезных ископаемых, то так или иначе они наиболее реальны вблизи трассы БАМа. В частности, в Иркутской области – это крупнейшее в стране месторождение золота Сухой Лог. Далее в восточном направлении расположена целая серия месторождений различных полезных ископаемых, в том числе Холоднинское свинцово-цинковое, Орекитканское молибденовое, Молодежное асбестовое, Катугинское танталониобиевое, Удоканское медное, Чинейское железотитанванадиевое, Апсатское и Эльгинское угольные и др. Можно говорить о десятках месторождений, продукция которых не только нужна промышленности России, но и пользуется спросом на мировом рынке и прежде всего в странах АТР. (Оценке МСБ зоны БАМа посвящена статья Министра природных ресурсов РФ Б.А.Яцкевича, публикуемая в этом выпуске журнала). Освоение ресурсов недр – главное звено, облегчающее освоение и других природных ресурсов: лесных, водных, гидроэнергетических, земельных. В совокупности же – это многие сотни тысяч рабочих мест, полная загрузка БАМа, сохранение городов и поселков, а главное – закрепление России в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Для реализации всего изложенного нужны политические инициатива и воля, которые должны быть проявлены новым Президентом России и новым составом Государственной Думы. Заканчивается очередной виток спирали истории страны. Как ХХ в. начался для России борьбой за интересы на Востоке и Тихом океане, так и XXI в. можно рассматривать как век Восточной Сибири и Дальнего Востока. |
|
| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания | | Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница | |