Их родина – БАМ
        Игорь ЛАВРЕНОВ. "Гудок", 22 ноября 2002 г.

Перед Этыркэном поезд пересекает не только границу Амурской области и Хабаровского края, но и границу часовых поясов. За окном вагона мелькает памятный знак, и пассажиры невольно тянутся к часам, чтобы перевести стрелки на циферблате на час вперед.

Памятный знак, установленный на границе Амурской области и Хабаровского края, является главной достопримечательностью окрестностей Этыркэна. Ехать, правда, до него нужно километров шесть по разбитой, с полуразвалившимися автомобильными мостами притрассовой автодороге. Но туристов это не останавливает. Люди до границы часовых поясов добираются, устраивают пикники.

– То и дело приходится памятный знак подкрашивать, восстанавливать таблички, – рассказывает главный инженер Этыркэнской дистанции пути Алексей Шикеро, который домчал меня от железнодорожной станции до границы на личном автомобиле.

Из разговора с ним я понял, что здешние места доставляют путейцам гораздо больше неприятностей, чем «шалости» туристов. Этыркэнская дистанция пути, а это участок от 3135-го до 3282-го бамовского километра, на Дальневосточной железной дороге самая осадочная.

– Первые три-четыре года, а наша дистанция пути существует с 1 августа 1986 года, – рассказал заместитель начальника дистанции по текущему содержанию пути Николай Рожковский, – мы только и делали, что добавляли балласт.

На БАМ Рожковский приехал по объявлению в газете в 1985 году. Прочитал, что сдается в постоянную эксплуатацию участок Ургал – Февральск и нужны специалисты-путейцы.
– Я был начальником участка Этыркэн – Февральск тогда еще Ургальской дистанции пути, – вспоминает он, – с натурным осмотром пешком весь участок не раз протопал.

В феврале 1986 года по сданной в эксплуатацию ветке прошел первый поезд Ургал – Февральск. У путейцев работы прибавилось. Не так-то просто отвечать за самый сложный участок таежной магистрали.

Хозяйство Этыркэнской дистанции пути огромное. Одних мостов – 145. И среди них самый высокий на БАМе мост через Ульму – 49 метров от подошвы рельса до воды. И мосты, и километры рельсошпальной решетки требуют к себе постоянного внимания и ухода. Значит, и в жару, и в холод путейцам нужно напряженно трудиться, ведя борьбу с просадками земляного полотна летом, наледями и пучинами зимой.

Не так много охотников на такую работу. Руководство дистанции постоянно дает объявления в газетах, но проблему с кадрами до конца решить так и не может. Приходится опираться на ветеранов, таких, например, как династия Огарышевых.

Старший дорожный мастер Павел Огарышев в Этыркэне с 1985 года. Его супруга Людмила Иннокентьевна дежурит по станции. Шестеро сыновей у Огарышевых. Трое младших – Павел, Александр и Евгений – родились на БАМе, еще за школьной партой ума-разума набираются. А старшие – Константин, Иван и Борис – вместе с отцом работают.
– Они у меня молодцы, – говорит о старших сыновьях Павел Станиславович. – Еще когда в школе учились, летом на работу в дистанцию приходили. Потом в армию их призвали, все сержантами вернулись.

Борис служил в Свободном, Иван под Владивостоком, а старший Константин и вовсе до Камрани добрался. Но все вернулись в Этыркэн.

Спросил у Павла Станиславовича, чем их большая семья отличается от других, так сказать, среднестатистических, с одним, двумя в лучшем случае отпрысками.
– А я и не знаю, как маленькие семьи живут, – ответил Огарышев. – У моих родителей шестеро детей было, и супруга у меня шестой ребенок в семье. Воспитывали нас родители всех одинаково, с малолетства приучали трудиться. И наши дети к труду приучены. Живем мы дружно. Никто никуда из Этыркэна уезжать не хочет. Только бы внимания нашему поселку побольше. Раньше веселее было. Общественники работали, артисты приезжали.

Действительно, многие в стране даже считают, что БАМа вроде как и нет.
– Как-то молодая преподавательница культурологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения, где я учусь заочно, – рассказал Алексей Шикеро, – узнав, что я с БАМа, огорошила меня вопросом: а он еще есть? Я вот читала, что не нужна вовсе Байкало-Амурская магистраль. Пришлось объяснять ей, и это в железнодорожном вузе(!), что мы на БАМе работаем, детей растим и в отличие от некоторых государственных деятелей думаем об интересах страны.

Но хочется верить, что и наверху наконец вспомнят о БАМе, на котором люди идут в ногу со временем.



| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания |
| Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница |

Рейтинг@Mail.ru