Их родина – БАМ Игорь ЛАВРЕНОВ. "Гудок", 22 ноября 2002 г. |
Перед Этыркэном поезд пересекает не только границу Амурской области и Хабаровского края, но и границу часовых поясов. За окном вагона мелькает памятный знак, и пассажиры невольно тянутся к часам, чтобы перевести стрелки на циферблате на час вперед. Памятный знак, установленный на границе Амурской области и Хабаровского края, является главной достопримечательностью окрестностей Этыркэна. Ехать, правда, до него нужно километров шесть по разбитой, с полуразвалившимися автомобильными мостами притрассовой автодороге. Но туристов это не останавливает. Люди до границы часовых поясов добираются, устраивают пикники.
Из разговора с ним я понял, что здешние места доставляют путейцам гораздо больше неприятностей, чем «шалости» туристов. Этыркэнская дистанция пути, а это участок от 3135-го до 3282-го бамовского километра, на Дальневосточной железной дороге самая осадочная. – Первые три-четыре года, а наша дистанция пути существует с 1 августа 1986 года, – рассказал заместитель начальника дистанции по текущему содержанию пути Николай Рожковский, – мы только и делали, что добавляли балласт.
На БАМ Рожковский приехал по объявлению в газете в 1985 году. Прочитал, что сдается в постоянную эксплуатацию участок Ургал – Февральск и нужны специалисты-путейцы. В феврале 1986 года по сданной в эксплуатацию ветке прошел первый поезд Ургал – Февральск. У путейцев работы прибавилось. Не так-то просто отвечать за самый сложный участок таежной магистрали. Хозяйство Этыркэнской дистанции пути огромное. Одних мостов – 145. И среди них самый высокий на БАМе мост через Ульму – 49 метров от подошвы рельса до воды. И мосты, и километры рельсошпальной решетки требуют к себе постоянного внимания и ухода. Значит, и в жару, и в холод путейцам нужно напряженно трудиться, ведя борьбу с просадками земляного полотна летом, наледями и пучинами зимой. Не так много охотников на такую работу. Руководство дистанции постоянно дает объявления в газетах, но проблему с кадрами до конца решить так и не может. Приходится опираться на ветеранов, таких, например, как династия Огарышевых.
Старший дорожный мастер Павел Огарышев в Этыркэне с 1985 года. Его супруга Людмила Иннокентьевна дежурит по станции. Шестеро сыновей у Огарышевых. Трое младших – Павел, Александр и Евгений – родились на БАМе, еще за школьной партой ума-разума набираются. А старшие – Константин, Иван и Борис – вместе с отцом работают. Борис служил в Свободном, Иван под Владивостоком, а старший Константин и вовсе до Камрани добрался. Но все вернулись в Этыркэн.
Спросил у Павла Станиславовича, чем их большая семья отличается от других, так сказать, среднестатистических, с одним, двумя в лучшем случае отпрысками.
Действительно, многие в стране даже считают, что БАМа вроде как и нет. Но хочется верить, что и наверху наконец вспомнят о БАМе, на котором люди идут в ногу со временем. |
|
| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания | | Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница | |