БАМу нужны льготы и инвестиции.

БАМу нужны льготы и инвестиции.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям рекомендовала Правительству России предоставить прилегающим к Байкало-Амурской магистрали территориям статус особых экономических зон. По мнению сенаторов, это поможет привлечь на БАМ отечественных и зарубежных инвесторов.

Начатое в 1970-х годах строительство БАМа должно было решить задачи общенационального уровня: создать кратчайший межконтинентальный маршрут Восток – Запад, обеспечить транзитные перевозки по минимальному расстоянию (сократить путь для грузов на 500 км), магистраль должна была брать на себя движение поездов при возможных сбоях и перерывах в движении на Транссибе и стать опорным стержнем хозяйственного освоения территории около 1,5 млн кв. км – 9% территории России. Сегодня общая протяженность магистрали вместе с прилегающими участками составляет свыше 5 тыс. км. Природные и энергетические ресурсы экономического района, доступ к которым открыл БАМ, определили реальные перспективы создания Южно-Якутского, Верхне-Ленского, Северобайкальского и Комсомольского территориально-промышленных комплексов.

Однако потенциал БАМа пока не раскрыт полностью, магистраль, например, не приносит ОАО «РЖД» прибыли. Не начата разработка Эльгинского и Апсатского угольных, Чинейского рудного и других месторождений. Размер упущенной выгоды в виде затрат на поддержание дороги в рабочем состоянии составил более 40 млрд руб. Он сравним с затратами, которые необходимы для освоения этих месторождений.

«Развитие зоны БАМа сдерживает ряд причин, в первую очередь неразвитость инфраструктуры и отток экономически активного населения, – считает губернатор Иркутской области Александр Тишанин. – Стратегическая по замыслу магистраль превратилась в обычную железную дорогу, загруженную лишь наполовину».

Для освоения территорий БАМа, по мнению губернатора, необходимо создание льготных условий для потенциальных инвесторов: возможность заключать с ними концессионные договора, многосторонние соглашения о социально-экономическом партнерстве. Кроме того, необходимо доработать законодательные механизмы о преимущественном праве освоения ресурсов инвесторами. А при условии формирования и содержания ими социальной инфраструктуры целесообразны налоговые, кредитные и транспортные льготы.

Как считает начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Владимир Клименко, в настоящее время ОАО «РЖД» решает задачу глубокой интеграции в Евро-Азиатскую транспортную систему и формирования новых международных транспортных коридоров. Особое значение в этой связи имеет эффективная транспортная система в Сибири и на Дальнем Востоке, где сосредоточены 85% разведанных запасов полезных ископаемых страны.

Но БАМ не может автоматически, без целенаправленной поддержки государства, как это было с Транссибом, превратиться в ось развития прилегающих территорий – магистраль не проходит по освоенным землям, поэтому ожидать саморазвития не приходится. «Федеральному собранию и Правительству РФ целесообразно взять на себя координацию действий по разработке месторождений, расположенных в зоне магистрали. Мы надеемся, что когда-то все наши призывы найдут отклик у руководства страны и будут приняты серьезные меры по освоению этой уникальной территории вдоль уникальной дороги», – заявил на прошедшем в Иркутске заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям ее председатель Николай Рыжков.

«Стратегическое положение БАМа, технико-экономический потенциал района его прохождения огромен, и он будет востребован в ближайшем будущем, что уже сейчас ставит вопрос об упреждающем развитии инфраструктуры магистрали, – заметил Владимир Клименко. – Потребность в средствах только на усиление пропускной способности БАМа до 2020 года оценивается в 61,2 млрд руб. ОАО «РЖД» в связи с ограниченностью собственных инвестиционных ресурсов сможет направить в 2007 – 2009 годах только около 2 млрд руб».

По словам Владимира Клименко, необходимо срочно принять федеральный закон «Об особых экономических зонах БАМа» и на его основе разработать целевую программу, определить объекты, этапы, объемы и источники финансирования, создать условия для широкого участия частных отечественных и зарубежных инвесторов. «Еще нужно объявить освоение зоны БАМа национальным проектом. Разработать и принять федеральную целевую программу о стратегии развития железных дорог России до 2030 года как необходимого базиса будущего развития экономики России», – уверен Владимир Клименко.

Участок БАМа Тайшет – Хани протяженностью 1865 км относится к Восточно-Сибирской железной дороге. По словам ее начальника Алексея Воротилкина, этот участок – один из самых проблемных на ВСЖД. Грузопоток на нем неуклонно растет – с 2002 года он увеличился почти в полтора раза. Это уже вызвало проблемы с прохождением здесь поездов. А в ближайшие годы планируется начать разработку Апсатского угольного, Чинейского и Холоднинского полиметаллических месторождений, сырье с которых пойдет по БАМу. Компанией «Сибирский алюминий» уже разрабатывается Жеронское месторождение угля, планируется ежегодная добыча до 3 млн тонн.

На участке Лена – Хани при строительстве БАМа в 70 – 80-х годах не были полностью реализованы проектные решения по количеству станций и разъездов (не построено 13 раздельных пунктов). Длинные перегоны и отсутствие разъездов и вторых путей, а также горок малой мощности на участковых станциях не позволяют в полной мере использовать пропускную способность дороги. Из-за маломощного электроснабжения на некоторых перегонах не могут находиться сразу два поезда. А на 390-километровом участке Таксимо – Хани и далее на восток используется тепловозная тяга.

Руководство ВСЖД разработало программу развития пропускной способности БАМа, которая включена в среднесрочную программу компании. В ней намечено строительство к 2010 году 23 км вторых путей, открытие 15 новых разъездов. Для пропуска 14 пар грузовых поездов необходимо заменить восемь силовых трансформаторов, построить две тяговые подстанции и ряд других объектов.

Внимания требуют земляное полотно и искусственные сооружения, в первую очередь 15-километровый Северо-Муйский тоннель. Требуется реконструкция семикилометрового Байкальского тоннеля и десяти мостов.

Не соответствует проектной и к 2010 году исчерпает свои возможности схема внешнего электроснабжения участка Лена – Хани. По предварительным оценкам, для усиления внешнего электроснабжения БАМа до 2015 года необходимо 16,5 млрд руб. При этом Алексей Воротилкин считает, что эти средства должны быть выделены из Инвестиционного фонда РФ.


Евгений БОГАЧЕВ,
соб. корр. «Гудка
Иркутск
© газета «Гудок», 22.05.2007



| История | Фотогалерея | Топомимика БАМ | Вокзалы | Карта | Подвижной состав | Города | Памятники | Расписания |
| Путешествия | Лирика | Письма | Пресса | Ссылки | Источники | e-mail | Форум | Гостевая | Главная страница |

Рейтинг@Mail.ru